Закон и порядок: прилагательные

Вы наверняка знаете, что прилагательные стоят в определенном порядке и хоть однажды видели табличку с порядком прилагательных в английcком языке. Например, вот эту:

Или вот такую, самую популярную версию:

А вот такой подробный вариант вы, скорее всего, не видели:

Так вот сегодня я хочу поговорить о том, откуда берется порядок прилагательных и почему мы, сами того не зная, ему следуем. А ещё, раз есть порядок, узнаем, можно ли его сломать.

В отличие от некоторых языков, которые не позволяют ставить к существительному несколько аттрибутивных прилагательных (в таких случаях можно выкручиваться предложениями по типу «красивая, потому что черная, собака»), в большинстве своем конструкции со множественными прилагательными: «красивая черная собака» — явление обычное. Что интересно, прилагательные во всех языках произносятся не как попало, а согласно более или менее устоявшемуся порядку. Что ещё более интересно, этот порядок не сильно меняется от языка к языку. Грубо говоря, все языки предпочитают называть размер предмета, а уже потом цвет.

Здесь так и хочется вспомнить историю об одном мальчике. Однажды он написал рассказ о зеленом огромном драконе и показал его матери. Мама прочитала рассказ и сказала: «Сынок, бывают только огромные зеленые драконы, а не наоборот». Мальчик ещё долго не решался снова что-то написать, зато заинтересовался устройством языка. Потом он вырос, стал Джоном Рональдом Руэлом Толкином, придумал целую семью искусственных языков и написал «Властелин колец». Сам Толкин рассказывал об этом случае в письмах к другу, вот отрывок:

The Letters of J.R.R. Tolkien — J.R.R. Tolkien, from a letter to W.H. Auden (7 June 1955)

И хоть мама Толкина чуть было и не оставила нас без Средиземья, она была не совсем права. Дело в том, что неверно говорить: «можно только так и никак иначе» (because descriptivists), правильнее было бы сказать, что размер перед цветом встречается гораздо чаще вне зависимости от языка, т.е. является предпочтительным вариантом для гораздо большего количества людей на планете. Частотность наше всё.

Этот принцип неоднократно проверяли. Например, в одном из лингвистических экспериментов участникам показывали слайды с четырьмя предметами, один из которых отличался от других либо цветом, либо размером, либо и тем и тем. Участники должны были слушать готовые описания этого предмета на кассете (к примеру, они слышали фразы «большой желтый карандаш» и «желтый большой карандаш») и выбрать вариант, который считали подходящим. Эксперимент показал, что участники гораздо чаще отдавали предпочтение последовательности «размер перед цветом», но при этом могли выбрать вариант с цветом впереди (т.е. сказать «желтый большой карандаш») если на картинке отличался именно цвет или же на аудиозаписи цвет выделялся интонацией. Позже вышла диссертация с подобным экспериментом, но уже на носителях немецкого, с похожими результатами.

Вынося цвет перед размером, мы придаем ему больший смыслоразличительный вес. Поэтому маленький Толкин мог вполне ответить маме, что зеленые огромные драконы бывают в том волшебном мире, где полно огромных красных драконов и только один зеленый. Такой дракон вполне может быть зеленым огромным драконом.

Коротко: размер перед цветом предпочтительней.
Как сломать: поставить логическое ударение
.

Возвращаемся к порядку прилагательных. Ещё раз показываю порядок в английском:

Почему он вообще существует? Это можно объяснить так: прилагательные делятся на абсолютные и относительные. Абсолютные прилагательные стоят ближе к существительному. Цвет — абсолютное прилагательное, размер — относительное. Представьте себе большую красную машину. Чтобы определить, что машина красная, вам не нужны другие машины. Красный цвет — абсолютный признак машины. А вот чтобы понять маленькая она или большая, вам нужно как минимум увидеть за свою жизнь другие машины и сравнить размер этой машины с размером остальных. Это, знаете, как на фотографиях бывает сложно понять размер предмета, если рядом не лежит монетка или спичечный коробок.

Коротко: сначала относительные, потом абсолютные.

Кстати, заметили ли вы, что в табличках в начале статьи «shape» и «age» меняются местами? Сейчас ещё раз все три покажу:

А ещё я видела «material» перед «origin». Дело в том, что живой язык допускает менее жёсткий порядок прилагательных, как бы того ни хотелось всем табличкам и схемам. Прилагательные могут немного «двигаться» внутри своих групп. С уверенностью можно сказать только то, что относительные идут впереди, а абсолютные за ними. Считается, что абсолютные прилагательные настолько сильно связаны со своим существительным, что образуют с ними единое целое. А относительные прилагательные указывают на признак уже этой единицы.

Вот ещё раз представьте машину. Представили? А теперь я скажу, что это гоночная машина. Образ в голове сразу трансформировался. Пожарная машина. Полицейская машина. Грузовая машина… Вот поэтому прилагательные, обозначающие  цвет, национальную принадлежность, материал, цель использования и т.д. стоят близко к существительному. Они меняют образ. И если вы будете разрывать этот образ другими прилагательными, то уху будет тяжело слышать, а голове — воспринять картинку.

Очень советую вот эту статью про порядок прилагательных в немецком (там есть свои нюансы с запятой, но за предложение I’ll give you a second to cry now я готова автора расцеловать).

Но, опять же, помните, что даже абсолютное прилагательное можно вынести вперед, и тогда оно будет определять следующее за ним подмножество, т.е. вы можете сказать «самогонный старый аппарат», когда на складе лежат куча старых аппаратов, а вам нужен именно самогонный.

Коротко: внутри групп относительных и абсолютных прилагательных могут быть сдвиги. Абсолютные прилагательные формируют с существительным единое целое. Если цельный образ разрывается, у вас режет слух.

Всё, что я вам рассказала до этого момента будет работать для языков, где сначала идут прилагательные, а потом существительное. Кстати, как вы думаете, каких языков больше? Или точнее так, каких собак больше: больших черных собак или собак черных больших?

Собак черных больших гораздо больше. Больше, чем в два раза. Вот как это выглядит на карте:

Желтый: прил-сущ (373 языка), фиолетовый: сущ-прил (879 языков), серый: нет определенного порядка (110).

Знаете, что самое интересное — в таких языках прилагательные будут стоять либо примерно так же как в английском, либо в зеркальном порядке:

К языкам с первым порядком относятся, например, валлийский и ирландский. Ко вторым — иврит и разные диалекты арабского.

Пример из Иврита:

из этой книги

Но это ещё не всё, что я вам хочу рассказать. Есть ещё одна категория прилагательных, которая не только умеет «обходить» порядок прилагательных, но и ставить вообще всю фразу после себя с ног на голову (если интересно, они называются non-subsective adjectives). Вот я скажу вам «fake Tula samovars». Что вы себе представили?

Есть три варианта: вы представили себе поддельные самовары из Тулы, настоящие самовары не из Тулы или даже поддельные самовары не из Тулы.

Исключить вариативность смысла можно только поменяв порядок прилагательных, чтобы fake перестало модифицировать прилагательное Tula. Настоящими поддельными самоварами из Тулы могут быть только Tula fake samovars.

К подобным прилагательным помимо прочих относятся former, virtual и alleged. Вот смотрите, «a corrupt president» всё равно президент, а вот «a former president» — уже не президент. А «an alleged criminal» может как быть преступником, так и не быть.

Смотрите, как весело получается с former: «a famous former actor» и «a former famous actor» (пример отсюда) — это два совершенно разных человека. Первый знаменит, но уже не актёр, а второй может быть актёром, но уже не знаменит.

БОЛЬШОЙ ЗЛОЙ ВОЛК.

Если у прилагательных есть порядок, то почему большой злой волк (он же Big Bad Wolf) уже много веков никого не смущает? У Красной Шапочки с порядком всё в порядке: Little Red Riding Hood (размер>цвет>предназначение)

Большому злому волку есть два объяснения. Первое мы уже обсудили на примере с драконами. Есть подмножество плохих волков, из которых наш волк большой. Не все плохие волки большие. «Плохой волк» — это единое целое, а «большой» его определяет.

Второе объяснение: потому что здесь берет верх другой лингвистический закон — ablaut reduplication. Редупликация — это повторение. Красная шапочка сказала маме «пока-пока» — это полная редупликация, охотники выстрелили «пиф-паф» — редупликация с изменениями в гласной, но в конце всё было супер-пупер — в согласной. Аблаут — это регулярное чередование гласных, которое было в праиндоевропейском ящыке и очень хорошо сохранилось в германских языках. С помощью аблаута формировалось прошедшее время сильных глаголов, которые сейчас называют нерегулярными или неправильными. Слабые глаголы добавляли себе окончание/суффикс.

Пример в русском: собирать — соберу; ходить — хаживать.
В немецких и английских глаголах: nehmen — nahm — genommen; finden — fand — gefunden; ring — rang — rung, swim — swam, sit — sat.

В общем, каким бы ни был повтор, главное что последовательность гласных всегда одна: I-A-O. Или I-O. Или I-A. Главное, что I идёт сначала. Поэтому часы тикают тик-так, а в английском tick-tock, а певцы распеваются «ми-мэ-ма-мо-му». Нам нравится идти от передней закрытой гласной постепенно вниз к передним открытым, потом переходить к нижней задней и заканчивать верхней задней. Потому что это красиво.

Поэтому в следующий раз, если кто-то вам пожалуется на неправильные глаголы, помните главное — это красиво.

One thought on “Закон и порядок: прилагательные

Leave a comment